Изменения законодательства о противопожарной безопасности в деятельности органов местного самоуправления

В январе текущего года, а именно 2 января вступили в силу ряд изменений, внесенных в ряд законодательных актов и направленных на совершенствование деятельности в области пожарной безопасности (Федеральный закон от 22.12.2020 № 454-ФЗ).

Данные изменения коснулись отдельных полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышения безопасности граждан, защиту их имущества, а также снижение рисков и угроз переходов ландшафтных (природных) пожаров на населённые пункты.

Например, в Федеральный закон «О пожарной безопасности» введены такие термины, как «ландшафтный (природный) пожар» и «лесной пожар», уточнены основания для проведения внеплановых проверок органами государственного пожарного надзора в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов в части, касающейся обеспечения ими первичных мер пожарной безопасности в подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров населенных пунктах при введении органами государственной власти субъектов Российской Федерации особого противопожарного режима на этих территориях.

Установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации тушения ландшафтных (природных) пожаров (за исключением тушения лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, осуществляемого в соответствии с частью 5 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации) силами и средствами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, расположенными на территории субъекта Российской Федерации.

Кроме того, установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации.

Одновременно с этим, органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по осуществлению первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов, в том числе на межселенной территории, то есть за границами городских и сельских населенных пунктов.

СОБЛЮДЕНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И НОРМ

Как показывает прокурорская практика, сведения, поступающие от контролирующих органов, в текущем году в Павловском районе значительная часть пожаров произошли из-за поджога сухой травы и тополиного пуха.

Из-за необдуманных действий взрослых, которые бросают непотушенные окурки, разжигают костры в лесу, оставляют мусор после отдыха на природе, жгут сухую траву и мусор на приусадебных участках, или подростков, которые поджигают тополиный пух, чтобы просто посмотреть как он горит, экологии нашего региона причиняется непоправимый вред, под угрозу ставится здоровье и жизнь граждан.

В связи с этим, прокуратура района обращает внимание граждан на необходимость неукоснительного соблюдения требований пожарной безопасности, родителям, иным законным представителям несовершеннолетних следует разъяснять детям последствия действий, способных вызвать пожар.

В зависимости от конкретных обстоятельств пожара для виновных предусмотрена гражданская (ст. 1064 Гражданского кодекса РФ), административная (ст.ст. 8.32., 20.4. КоАП РФ) и уголовная (ст.ст.167, 168, 261 УК РФ) ответственность. Размер административного штрафа может достигать 1 млн.рублей, а лишение свободы до 10 лет.

Кроме того, причиненный в результате пожара вред должен быть возмещен в полном объеме. В случае причинения ущерба ребенком, кроме обязанности возместить ущерб, родители понесут административную ответственность по ст. 5.35. КоАП РФ.

Будьте внимательны. Огонь не прощает взрослую небрежность или детскую шалость. Это может привести к непоправимым последствиям!